Статьи о Марокко

Кто открыл Марокко? Мы!

Тогда жизнь повернулась ко мне таким боком, что я отчаянно пытался построить бизнес, про путешествия и думать забыл, и не выезжал дальше Пушкина - Павловска из Питера.

Сижу я, значит, на работе, в кабинете, и тут звонит телефон: "Андрей? - Рома? - Привет, буду краток: поехали в Африку." Именно такой диалог. И не подумайте, что меня звали в круиз, или на охоту. Нет. Надо представить Вам Рому. Рома - путешественник автостопом. Он ездит только автостопом, для него это спорт. У него был план поехать стопом в Африку и проехать её всю. Вот так просто.

Я вдохнул, замолчал на пол-минуты и сказал: "Да, поехали".

- Когда?

- Завтра или через месяц.

У меня на тот момент даже загранпаспорта не было. Договорились, что я всё сделаю за месяц, открою визы, соберу немного денег, в идеале, сошью себе тропический комбинезон для автостопа, обычный желтый Рома обещал мне дать.

Да, мы ехали не просто автостопом, а весь маршрут только! автостопом, и в форме Петербургской лиги автостопа. При жестком минимуме вещей в поездку (рюкзак литров на 40) - автономную с палаткой, едой и прочим, мы брали два набора формы: желтую дл Европы и белую для Африки.

Скажу сразу: комбеза я не пошил. Зажмотился. Да и не до того было. Я купил штаны и куртку в секонде, и так как они были песочного цвета, а нужны были белые - замочил их в отбеливателе "тетя Ася" - они стали почти белые; нашил флаг России - и тропическая форма готова.

Я всё сделал, просто закрыл дверь своей фирмы на ключ, и более никогда туда не возвращался.

Старт наметили на 2 сентября 2006 года. Прямо с Площади Победы, от "Стамески". Рома, как обычно опоздал, но мы, всё-таки стартанули. Сразу забегу вперед: мы ехали через Европу около 10 дней туда и примерно 6-7 дней обратно. Около двух - или трех недель мы провели в Марокко. На большее нас не хватило. Сейчас расскажу почему.

Я достаточно удачливый путешественник, Рома - тоже, плюс уже тогда он был уже матерым и опытным автостопщиком. Мы ездили с ним не раз. Но каждый раз, когда мы едем вместе - нам катастрофически не везет. Не прёт, и всё. Как будто движешься против течения. Один раз в 1998 году нас даже разнесло это течение в Запорожье месяца на полтора. Мы ехали в Крым. Рома так и не доехал. Но это уже совсем другая история...

В этот раз Европа была нам не рада. Особенно Испания. "Что взять со станы, где что ни парень - то Педро или Гомес, а что ни девушка - то Кончита, или Хуанита" - говорил Рома каждый раз когда пустая машина проезжала опять мимо нас. Испания съела почти неделю и кучу сил. В Марокко мы попали на пароме из Альхисироса в Сеуту. Сеута, это город на побережье Африки, но принадлежащий до сих пор Испании. Это был единственный транспорт за всю поездку, за который мы заплатили.

Сеута встретила нас памятником Колумбу и грабителями. Прямо перед погран переходом на Мароканскую сторону ещё со стороны Испании на нас напала шайка уличных грабителей и пыталась отнять наши рюкзаки. Достали нож, я сцепился с ним, Рома отбивал остальных. Каким-то чудом мы отбились без потерь и сразу побежали на пост. Карабинеры сделали вид, что пошли патрулировать. Мы уныло поплелись на границу, хотя не имели желания переходить к ночи.

На той стороне перехода нашим глазам предстало зрелище полусотни таких же с виду разбойников, кровожадно поджидающих нас у своих развалюх машин - марокканские таксисты. Шансов уехать стопом не оставалось. Мы взяли такси до Тетуана - ближайшего города. Такси и гостиница стоили нам 100 евро. Тогда для нас это были гигантские деньги. Весь бюджет поездки у меня был 600 евро! А для Марокко тогда это была просто колоссальная сумма. Средний чек за гостиницу потом был 10 евро, за обед - 2.

Тетуан нас встретил хмурым обветшалым колониальным городом, из которого практически ушли европейцы. Тогда Марокко еще было бедной страной, только что пережившей период диктатуры Хасана 2. Туристов мало, денег нет, и на любого белого смотрят как на миллионера. У меня даже местный наркобарон клянчил футболку, старую! "У нас таких нет". А мне было стыдно отдать - я же купил её за 50 р. в секонде, и она уже грязная.

Кстати, про наркобарона. Звали его Абдул (подходящее имя для производителя гашиша), и он подобрал нас на пыльной трассе, когда мы стопили.

Передвигались мы всю поездку исключительно автостопом. (Даже восемь кругов ада - кольца вокруг Мадрида - мы проезжали или проходили только сами или автостопом).

Так вот, стоим мы стопим в сторону Шевшауэна - это Голубой город. Там центр издревле красили в голубой цвет - цвет неба. Долгое время там жили представители особого течения ислама и город был закрыт. С 60-х это Мекка курителей гашиша, а с 21 века - просто активно растущий туристический центр севера Марокко. Так вот, стоим мы стопим, среди убитых старых развалюх, древних как говно мамонта, и помнящих ещё времена Де Голя в Париже, и к нам подлетает новая!!! Renault Clio Sport - и нам кричат: "садись, поехали!". Мы и поехали.

По дороге мы изъяснялись на смеси арабского, французского, английского и русского, ругались с полицией, покупали кролика и пробовали курить, чудом не разбились, и благополучно приехали куда-то в горы в дом Абдула. Мы там прожили три дня, и каждое утро этот уважаемый господин отвозил своих детей в школу, а нас погулять в город, а вечером забирал.

Показал нам свой урожай - огромные тюки гашиша, и сказал, что он - фермер.

Конечно, мы дунули, я покрутил огонь, а он выпрашивал у меня старую футболку, хотя мог купить себе что угодно. Даже для него мы - белые казались другими, и все наши вещи лучше и дороже.

За 15 лет с тех пор всё сильно изменилось. И теперь, приезжая в Марокко, скорее мы чувствуем себя нищебродами. Но с комплексом белого человека.

Все наши планы летели к черту: Марокко оказалось совсем другим, и при общей дешевизне мы тратили всё равно больше чем планировали, и было ясно, что транс-Африка от нас всё дальше. Плюс я неделю промучился дизентерией.

Да, страна была очень дешевой, но туризма в нашем понимании там не было и жить с палаткой там невозможно. Если в России и Европе палатка это независимость, возможность встать где хочешь, экономия, и удобство; то в Марокко палатка это либо чумные окраины с беженцами, либо редкие дорогие кемпинги для белых. Проще и дешевле жить в недорогих гостиницах. Причем, самые удобные и недорогие, обычно, в самом центре, там, где всё интересное. А так как арабский мир - это мир городов, то за городом и смотреть-то обычно нечего. И палатку там точно не поставишь: нет ни кустика, ни воды, и есть шанс, нарваться на сомнительных ребят. Поэтому мы почти не жили в палатке, не готовили на примусе, а жили в городах, и передвигались между ними, а ели в кафе. Это не дорого, но не входило в наши планы.

Вообще в таких странах туризма нет. Есть туры для белых, есть куча гостиниц, достопримечательности, даже треки и горы, но местные не понимают зачем нести с собой палатку, если можно заночевать в гостинице или приюте. Их множество. И Им не объяснишь, что хочешь побыть один и проснуться под чистым небом в горах. Они предлагают уютный дом, еду, и прочее - это же благо. Для них, кто не так давно был беден и наг, - это благо, и непонятно зачем себя лишать этого блага. Только человек европейской культуры пришел к осознанному туризму, только после того, как у него появились неотъемлемые блага: дом, еда и прочее. При всем расцвете Марокко как туристической страны за последние 15 лет, туризма в нашем понимании там не появилось. И мы были, практически, первыми, кто стал ездить в Марокко с палатками, ходить многодневные треки, и водить туда других таких же туристов.

Именно поэтому я говорю, что мы открыли Марокко. Мы открыли Марокко как туристическое направление, стану с огромным туристическим потенциалом, но мало изученную именно туристами, а не отдыхающими.

Мы провели в Марокко не так много времени - меньше месяца, но силы наши и деньги подходили к концу и нужно было выбираться обратно. За это время мы успели проехать всю страну с севера на юг, побывать во всех основных городах и даже в Волюбилисе - заброшенном римском городе - столице провинции Марокко. Это недалеко от Мекнеса. Город не был разрушен. Он просто пришел в упадок и его забросили и забыли. Так часто бывает в Марокко. Нашли его уже в 20 веке французы.

Мы побывали в пустыне и на побережье, учили туарегов ругаться матом и общались со всеми соями населения страны, кроме королевской семьи. Много общались с европейскими туристами, которых было в стране много.

Мы не побывали только в горах. Точнее мы их неоднократно пересекали, но взойти на Тубкаль, или походить трекинги у нас не получалось по времени и набору снаряжения. Но эту программу мы выполнили в 2012 году, когда я вернулся в Марокко уже с четкими целями открыть ее для активных русских туристов и делать там маршруты. Об этом будет отдельная история.

А пока, мы загорелые и тощие возвращались через уже, поливающую дождями Европу, обратно в Россию. Только автостопом. денег не было настолько, что я воровал мелочь в туалетах на заправках. Мы шутили: что я приличный бизнесмен в России, а меня посадят в Германии за воровство мелочи в туалетах. Но есть хотелось, и мы выживали как могли.

Вернулся я, сбросив килограмм 10. Пока обратно не тянуло. Но прошло шесть лет, и я понял, что тянет, и нужно ехать с новыми целями.

Но это уже новая история.